[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Mirracle, vitalij  
Форум » КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО » БИБЛИОТЕКА (просматривают : 27) » СВЯТИЛИЩА ВОЛОСТИ ТИКСНА (статья)
СВЯТИЛИЩА ВОЛОСТИ ТИКСНА

В деревне Светица Погореловского сельсовета Тотемского района еще недавно от стариков можно было услышать предание о Большой Сосне, что стояла одиноко в поле за деревней.

Дело было, как говорится, в старину стародавнюю, и однажды, после передела земли, оказалась Большая Сосна посреди поля некоего светицкого мужика. Посеял он тут рожь по-год и по-два и показалось ему, что везде рожь хорошо родится, кроме как под разлапистой сосной, потому как там увей. Этим полузабытым сейчас словом раньше в тотемских деревнях называли полосу земли, на которую падала тень от леса. Так вот, не понравилось мужику, что Большая Сосна портит ему посевы, и подобрался он, срубил все же дерево.

А надо сказать, что Большую Сосну уважали в деревне: молодежь старалась обойти дерево стороной, зная от стариков, что ломать ветки и по-другому как-то безобразить близ сосны нельзя, а пожилые люди лишь хитро помалкивали, но говаривали - кто тронет Большую Сосну, добра тот человек не жди. Вышло все по-стариковски и довольно трагично: мужик, что срубил дерево, попал вскоре в мельничные жернова, когда пытался смолоть на муку зерно, выращенное на своем наделе у поверженной Большой Сосны.

Нам известно, что почитаемые деревья в некоторых местах Вологодчины сохранились еще до сих пор. Например, в Тарногском районе, на угоре за деревней Веригино, стоит одинокая сосна, не такая уж высокая, не такая уж толстая - обычная вроде бы сосна, если б не одно обстоятельство. Когда подойдешь к ней и присмот­ришься к покрытому коростами чешуи стволу, то окажется, что в разных местах в древесину вбиты осколки кремня. Некоторые из них затекли смолой, вросли в ствол намертво, другие вроде вбиты совсем недавно... Хочется узнать - что это?

Оказывается, в деревне Веригино было поверье, что забитый таким способом и заговоренный предварительно кремень (кстати говоря, священный камень славянских язычников) защитит человека от болезни, от сглаза, от навета, то есть от одного из проявлений «нечистой силы». Даже в наше время никто из жителей Веригина не посмеет сломать ветку этой священной для них сосны, хотя понятно что смысл такого почитания дерева для большинства современных людей утерян1.

Смысл, конечно же, был. Не секрет, что у русских язычников одним из символов плодоносящей силы матери-земли было кудрявое развесистое дерево. На Русском Севере им стала сосна. «Практиче­скому великорусскому племени пришлись по вкусу сухие сосновые боры как наиболее удобные места для жительства», - пишет С.В. Максимов. Он же продолжает: «Поэтому и выбор священных деревьев естественным образом стал падать па сосну. В селе Брусенец (Тотемского уезда, а ныне Нюксенского района - А.К.) до сих пор цела священная сосна, под которой некоторые благочестивые люди ежегодно перед пасхой видят горящую свечу. В Кадниковском уезде, при деревне Глебово (современный Двипицкий сельсовет Сокольско­го района - А.К.) наталкиваемся на заповедную рощу, замечатель­ную по необыкновенно старым деревьям. Об одном из них - высокой сосне - сложилось даже предание, что она не поддается никаким человеческим усилиям: вместо отброса щепы мечет искры, неиспра­вимо тупит лезвие топора, а сам смельчак непременно надорвется нутром, начнет чахнуть и невдолге помрет»2.

Но вернемся в небольшую деревню Светица, что стоит на берегу реки Тиксна и ничем внешне не выделяется среди остальных деревень волости, которая в старину называлась так же, как и река. Большую Сосну, как известно, срубили и постепенно о ней забыли. Стал забываться при Советской власти и деревенский престольный празд­ник - Преображение Господне, отмечавшийся 19 августа по новому стилю. Такие праздники раньше были почти в каждой вологодской деревне, но разобраться в причинах того или иного распределения престольных праздников по деревням пока довольно сложно. В отношении Светицы можно сказать следующее: у христианского Преображения на Руси был праздник-предшественник, в эти же сроки славяне отмечали начало уборки плодов, что была вынуждена признать и православная церковь во втором названии Преображения - Яблочный Спас.

В северной волости Тиксна яблоки в старину не росли (да и сейчас январские морозы губят яблоневые деревья часто), поэтому символом плодоносящего дерева, как и везде, была выбрана сосна, получившая воплощение в огромном дереве близ деревни Светица - Большой Сосне. Два последних топонима, видимо, тесно связаны друг с другом по происхождению. В писцовой книге 1623 года название деревни зафиксировано в форме «Святица»3, что надо понимать как «Деревня у Святого места». Таким местом, древним языческим святилищем, и была, конечно же, Большая Сосна. Хри­стианская религия постаралась уничтожить при первой же возмож­ности это капище, что и нашло отражение в предании, а направлен­ность культа, наоборот, сохранить, заменив лишь наименование праздника.

В центральной деревне волости Погорелове (в XIX веке и волость называлась Погореловской) православным праздником была Васьянова память, 25 сентября, в день смерти в 1624 году местного святого Вассиана Тиксненского. И в этом есть какая-то загадка, ведь, судя по всему, в Погорелове нужно было праздновать Преображение, так как главный приходской храм волости, Спасо-Преображенский, стоит в полуверсте от деревни, на песчаном угоре над речками Тиксна и Вопра. «Во оном погосте две каменные церкви, одна во имя Живоначальной Троицы, в ней под спудом нрепочивают мощи преподоб­ного Вассиана, во уединении жившего на оном месте, где сия церковь; в другой церкви настоящий храм Преображению Господню, приделы - Николаю Чудотворцу и великомученицы Параскевы», - так описывает тиксненский христианский комплекс П.И. Челищев, про­езжавший через Тотемский уезд в 1791 году4. Две каменные церкви стояли в то время еще «как новенькие», их построили в конце XVIII века на деньги местных купцов.

В житии Вассиана говорится, что этот монах пришел к деревян­ным еще тиксненским церквам в 1594 году. Местные крестьяне по просьбе Вассиана построили ему небольшую келыо в 20 саженях от храмов Спаса и святителя Николая, где он и прожил целых 30 лет. «Тиксненские церкви находились в стороне от Большой «дороги (имеется в виду тракт Тотьма - Вологда - А.К.) и отделялись от крестьянских селений лесом, реками Тикспой и Вопрой и озером Семенковым», - говорится в житии святого5.

Впоследствии леса были вырублены и уже в конце прошлого века, по свидетельству погореловского краеведа тех лет А. Линькова, холм при слиянии Тиксны и Вопры выглядел иначе: «Впереди сияют ослепительной белизной, залитые солнечными лучами три каменных церковных корпуса (Спасо-Преображение, Троица и отдельная коло­кольня - А.К.), кресты которых, как маленькие огненные точки, ярко блистают в небесной лазури. Посреди уютного сельского кладбища, там и сям испещренного могильными памятниками и крестами, величественно высится развесистая сосна. Под сенью этой СОСНЫ, как бы некоего СТОРОЖА (самые главные для нас слова - А.К.), тихо почивают могильные гости кладбища»6.

До наших дней, к сожалению, опять к сожалению, за годы Советской власти уцелели лишь полуразрушенные стены Спасо-Преображенского храма, а колокольня и Троицкая церковь вместе с подземным помещением, где лежали мощи Вассиана, были разруше­ны в годы так называемой «культурной революции». От гигантской сосны остался лишь огромный, полуистлевший пенек диаметром более полутора метров. Спилили сосну, видимо, в послевоенные годы, когда на старом тиксненском кладбище перестали хоронить.

Эта сосна, пожалуй, самый наглядный пример неистребимости древнейших русских верований и их способности приспосабливаться к новым условиям. По-видимому, в Тиксненской волости произошел любопытный случай переноса места отправления религиозного куль­та при постепенной замене язычества христианством. Первоначаль­ное языческое святилище у Большой Сосны близ деревни Святица было заброшено (предположительно, в XVI веке), но на новом христианском сакральном комплексе, основанном в нескольких вер­стах выше по течению Тиксны, объект поклонения остался тот же -сосна огромных размеров, своеобразная «параллельная» церковь. Не случайно и главный храм волости получил наименование Спасо-Преображенского - это всего лишь замена былого языческого празднества плодов земли. Иными словами, направленность культа при переходе от язычества к христианству в населенной местности, в гнезде деревень, на реке Тиксна осталась той же, сменилось лишь наименование праздника, да место отправления было перенесено выше по течению, что в целом соответствует направлению русского освоения малых рек Заволочья. У сосны, стоявшей на старом тиксненском кладбище, особого названия не было, но краевед А. Линьков в одной из своих публикаций упоминает один погореловский топоним, который можно считать дополнительным доказатель­ством версии о перемещении культа Большой Сосны на новое место: «Несколько правее Погорелова, ближе к церкви, виднеется высокий конической формы холм, покрытый СОСНАМИ и отчасти ольховником. Местные жители холм этот называют Большим Бором»7. Вот вам и перенос топонима, только в чуть видоизмененной форме: «сосна» превратилась в целый «бор»! Интересно, что в народных говорах Тотемского района диалектологами зафиксировано слово «бор» в значении «кладбище» и как синоним слову «буево»8 (см. выше главу «От Устюжны до Устюга»). Вероятно, название Боль­шой Бор было дано во времена христианства самому древнему тиксненскому кладбищу, где хоронили еще по языческому обряду. Но современные жители деревни Погорелово этого топонима уже не помнят по той причине, что вместо высокого песчаного холма сейчас существует огромная яма со школьным стадионом на дне ее. Песок с Большого Бора (вместе, очевидно, с останками язычников) пошел на строительство полотна дороги Вологда - Тотьма еще в довоенное время. Остается снова пожалеть о подобных человеческих деяниях в годы Советской власти...

Вернемся к святому Вассиану. Как уже говорилось, умер он в 1624 году. Все последние годы жизни отшельник старательно «умер­щвлял плоть» - велел надеть на себя железные вериги, на плечи повесить цепи, на пояс - широкий железный обруч, на руки и на йоги - оковы, а на голову надел тяжелую железную шапку! Этим страшным «железным человеком», наверное, пугали маленьких детей, а цель Вассиаиа с позиции христианства ясна: он хотел показать тикснякам, что жизнь земная ничего не стоит, что тело греховно, а готовить к загробной жизни нужно лишь душу. При жизни будущий святой не то что не совершал никаких чудес, он о них, видимо, просто не задумывался, цель у него была другая - своим примером службы Господу он хотел отвлечь жителей близлежащих деревень от посещения проязыческого Большого Бора, «затмить» культ Большой Сосны. Тем не менее, после его смерти церковь не замедлила воспользоваться Вассианом, благо случай тут же предста­вился...

Дело было в 1647 году: «В лето от сотворения мира 7155 бысть в Тотемском уезде, в веси Тиксне, моровое поветрие, человецы и скоти умираху скоропостижною смертию. Великий государь Алексей Михайлович велел ту весь Тиксну кругом завалить лесом и обсечь со все стороны и стражи поставить, чтоб никто из веси тоя никуда не шел бы, ни проплавных, ни торговых, ни всякого рода людей отнюдь не пропущать» - так рассказывается в древней рукописи, отрывки из которой приведены в житии святого9, об эпидемии какой-то болезни, поразившей тиксненские деревни. Тогда отчаявшиеся тиксняки собрались у стоявшей еще кельи Вассиана и у его могилы, расположенной поблизости, и устроили молебен. «И от того часа преста мор и здрава быши вси, мужи и жены и скот». Можно сказать, именно в 1647 году христианство на Тиксне окончательно взяло верх над язычеством.

До сих пор 25 сентября, в день смерти святого, верующие посещают Святой ключ на берегу реки Тиксны, чуть выше по течению от Погоста, а в старину православную еще совершался крестный ход на берег озера Семенкова, которое тоже раньше звалось Святым. Краевед А. Линьков оставил интересные описания этих «святых» мест: «Ключ бьёт из земли на поларшина (сантиметров на 30 - А.К.) вверх. Здесь св. Вассиан умывался. Говорят, что вода этого ключа имеет свойство целебное, она хорошо пользует от головной боли, а иногда и от других внутренних болезней. Народная молва считает Святое озеро «морской пучиной», не имеющей дна.

Преподобный Вассиан купался в озере в жаркие летние дни (в веригах? - А.К.). На берегу озера построена деревянная часовня на каменном фундаменте. От часовни к озеру идет деревянный помост, в конце которого устроен колодчик, откуда богомольцы берут святую воду. Здесь же 12 сентября (по старому стилю - А.К.) совершают водосвятный молебен. Весной крестьяне не решаются начать пашню, как весь лед на Святом озере не растает»10.

Сегодня ключ едва струится, но вода в нем действительно необыч­на. Ниже родника, в ручье, текущем в Тиксну, всегда видны яркоокрашенные хлопья ржавчины, похожие на растворенную в воде кровь. Скорее всего, этот железистый источник в изобилии содержит ионы железа, так что недаром Вассиан пользовался им от головной боли! Итак, с именем преподобного связаны названия двух оригиналь­ных географических объектов. Топоним Святой ключ и Святое озеро могут отражать и языческую первооснову их почитания. Известный лингвист В.Н. Топоров считает русскую основу «свят-» очень древ­ней. Она использовалась еще во времена языческой Руси, а индоев­ропейские истоки основы имели такие значения, как «набухшее, возросшее, усиленное, подобное огню», то есть несли в себе явную фаллическую окраску и были связаны, как и многое в славянском язычестве, с обожествлением всего, что относилось к области продол­жения рода, воспроизводства жизни". И вот, это откровенно языческое понятие идеологи новой веры сумели превратить в одно из главных слов-символов своей крайне аскетичной и отвергающей все естественное в человеке религии.

Такое длинное повествование о христианских и языческих святых местах волости Тиксна понадобилось, чтобы наглядно, в деталях, показать, как за фасадом привнесенной на Русь веры «просвечива­ют», при внимательном взгляде, исконные верования русского народа.

1



Форум » КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО » БИБЛИОТЕКА (просматривают : 27) » СВЯТИЛИЩА ВОЛОСТИ ТИКСНА (статья)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: