[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Mirracle, vitalij  
Форум » КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО » БИБЛИОТЕКА (просматривают : 27) » СВЯТАЯ ЛУКА (статья)
СВЯТАЯ ЛУКА
Так называется местность и деревня в истоке реки Сухоны, невдалеке от Спас-Камня (16 км) и от Лысой горы (12 км). Все вместе это образует оригинальный сакральный треугольник, у которого отгаданы еще не все загадки.

Деревня, или погост, имела за свою историю несколько названий. Вот что пишет, например, Ю.И. Чайкина: «В XIX веке погост назывался Святолуцкий, в XX веке - Лука. В переписных книгах Бохтюжской волости Вологодского уезда от 1678 года отмечаются два названия селения: Общее и Святая Лука. Наименование по местопо­ложению: селение, находящееся на «луке» - «излучине, изгибе берега»1.Ив самом деле, после истока из озера Сухона делает резкий поворот на север, а затем - крутой изгиб в противоположном, южном, направлении. Сегодня эта местность уже не та, что в древности: уровень воды в реке поднят с помощью плотины «Знаме­нитая», а в основании излучины прокопан канал или прость (по легенде, «постарался» здесь известный уже читателям князь Глеб со дружиною). В «Сказании...» монаха Паисия Ярославова об этом есть следующие строки: «И прииде ко Кривой Луке... князь же перекопа и потече тем рвом великая река Сухона и крест постави и оттоле зовется Глебова прость (от древнерусского слова в значении «прямо, открыто, просто» - А.К.)2.

Название Кривая Лука, упомянутое в цитате, говорит о том, что до начала христианизации Кубеноозерья у истока Сухоны было другое имя, а определение «Святая» излучина получила вместе с новой религией. У Иоанна Верюжского есть известие о том, что «в 1263 году преподобный Феодор пришел было на Святую Луку (топоним этот, естественно, «от Верюжского», из XIX века - А.К.) с двумя учениками и хотел тут устроить монастырь, но чудские язычники, жители ближайших селений, разметали келью и прогнали старца»3. Упоминание именно «чудских» язычников, вероятно, мож­но связать с характером публикации, в контексте которой «русские язычники» звучало бы не совсем понятно, ведь на годы издания книги Верюжского приходится как раз расцвет именно русского, именно православного государства.

Язычники прогнали первых миссионеров с истока Сухоны не случайно: на этом месте явно было их святилище, с чем, в частности, можно попытаться связать происхождение одного из названий села -Общее, то есть такой пункт, где сходилось все окрестное население, например, на игрища.

СВЯТАЯ ГОРА

Огромный холм с названием из заголовка стоял не так давно близ села Святогорье, в Междуреченском районе. На его вершине возвы­шалась церковь Воскресения Христова с огромной колокольней, по уверениям пожилых людей, с площадки которой в ясный день можно было разглядеть даже Вологду на расстоянии 50 верст. Рядом со Святой горой были еще два холма с характерными именами - гора Гулынка и гора Стойловская.

В 1968 году церковь на горе взорвали, а песок и гравий, которыми был сложен этот холм ледникового происхождения, пошел на строи­тельство полотна автодороги на Шуйское. Так коммунисты ради выполнения очередного фиктивного плана полностью разрушили прекрасный историко-ландшафтный памятник. Таким актам ванда­лизма, когда в мгновение ока уничтожаются тысячелетние святыни русского народа, нет никакого оправдания! Можно по сохранившим­ся планам выстроить новый храм на месте прежнего, но ландшафт, имевший для наших предков сакральное значение, уже не восстано­вишь никогда. Святая гора имела относительную высоту в 30 метров и крутизну склонов до 25°, что само по себе большая редкость для равнинной Вологодской области. По склонам горы били из-под земли многочисленные родники, воду которых еще в 20-х годах продавали верующим в специальных бутылках с надписью «святая вода».

«Блуждающий» христианский праздник Воскресения каких-либо четких языческих праздников-предшественников не имеет, поэтому о чем-то конкретном в отношении русского языческого святилища на вершине Святой горы говорить пока не приходится. Возможно, это были некие ритуалы, связанные со встречей, «закликаньем», весны, что удобнее всего по древним представлениям было совершать с самого высокого места в округе. Гулянья или игрища, связанные с этой или другой датой солнечного календаря язычников, вероятно, происходили на соседней горе Гулынка.

ДВЕ СВЕТИЦЫ

Первая река Светица протекает на юго-востоке Нюксенского района и впадает справа в Городишну (бассейн Сухоны), а вторая река Светица течет на западе Кичменгско-Городецкого района, явля­ется правым притоком Кичменьги (бассейн Юга). Истоки Светиц находятся совсем близко друг от друга, поэтому есть основание предполагать, что в древности эти реки входили в состав одного из многочисленных на таежном Севере Руси водно-волоковых путей. Традиция устраивать на них святилища, вначале - языческие, затем - христианские, была, видимо, распространена здесь широко -вспомним хотя бы Болванцы на Славянке, Предтечу на Толшме или монастырь на Бабьем озере...

Из топонимов, близких по происхождению двум Светицам, надо отметить в первую очередь две деревни с аналогичными названиями, одна из которых стоит в устье кичгородецкой реки, а вторая стояла (сейчас заброшена) у начала лесного волока. В деревне Светица, что находится на мысу при слиянии рек Кичменьга и Светица, раньше была деревянная церковь (разрушена в годы Советской власти). В экономических примечаниях к Генеральному межеванию Николь­ского уезда конца XVIII века эта деревня в Сараевской волости занесена под названием «Погост Троицкой с церковью Живоначаль ной Троицы»4. К сожалению, нам неизвестны пока какие-то народные предания об этих «святых» реках, а они, без сомнения, существовали в старину. Именно сюжеты таких местных легенд могут помочь в полном раскрытии смысла двух Светиц, в поиске их истинной мотивировки.

КРАСНЫЕ ГОРЫ

Вернемся ненадолго в Великий Устюг, который, по мнению известного краеведа начала XX века В.П. Шляпина, возник на месте нескольких родовых русских поселений, созданных в «дохристовы времена». В.П. Шляпин считал, что одно из таких поселений существовало на Красной горе, что находится в нескольких верстах от Соборного дворища, на высокой террасе долины реки Сухоны5.

Данное утверждение краеведа выглядит нелогичным по той про­стой причине, что все первоначальные поселения русских в тайге располагались обязательно на берегах рек или озер, а освоение террас и водораздельных пространств под жилье и пашню началось уже во времена Московской Руси. Красная гора, возвышающаяся над забо­лоченным древним руслом реки Сухоны, была идеальным местом для языческого святилища. Б. А. Рыбаков отмечает, что Красные горки, Красные холмы, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд «закликания» весны, катанье яиц на Фоминой неделе (которая тоже называлась «красной горкой»), были почти у каждого крупного села и в большинстве древних русских городов6.

Кроме Устюга Красная горка есть в Вытегре, где на вершине этого самого высокого холма в округе стоит Сретенская церковь. И в Устюге христианство пометило проязыческое святилище Иоанно-Предтеченским монастырем со знакомым уже читателям по этой книге названием. Устюгская Красная гора известна и под именем Ивановской (вспомним Ивановскую горку в Кирилловом монасты­ре), и под именем Соколовой или Сокольей. Последний топоним - старинная легенда, зафиксированная в летописи города7, связывает с татарским баскаком Бугой, или Багуем, принявшим христианство и новое имя Иоанн после знамения, бывшего ему во время соколиной охоты на горе под городом.

Триада топонимов Красная-Ивановская-Соколиная как раз и отражает запутанную язычески-христианскую сущность почитания этой горы. Очень важен, по нашему мнению, сюжет легенды о принятии Багуем христианской веры, что косвенно подтверждает вывод о языческом прошлом Красной горы. Солнечную сущность Красных гор идеология православия постаралась заменить в упомя­нутых случаях или Предтечей-Купалой, или праздником Сретенья господня (2 февраля), про который в народе говорят, что здесь зима встречается с летом, а значит, начинается очередное солнечное возрождение.

ВОЛШНИЦЫ И МОЛЬБИЩА

Эти два ойконима из Вологодского района Ю.И. Чайкина в топонимическом словаре населенных пунктов относит к названиям, указывающим на места языческих святилищ8. Волшницы - деревня Вотчинского сельсовета. Ее имя происходит от слова «волшница» - место, где совершается предсказание жре­цом-прорицателем. По формантному оформлению название Волшни­цы похоже на уже известные читателям Болванцы, что говорит о глубокой древности происхождения этих ойконимов. Никакой церк­ви в деревне Волшницы не было, но в 2 верстах от нее есть деревня Свободный Угол, которая до революции называлась Святой Угол. Там был родник, а воду из него считали целебной, или «святой». Возможно, языческое название Волшницы как-то было связано с христианским топонимом Святой Угол.

Мольбища - деревня на левом берегу реки Вологды, ниже поселка Молочное. В писцовой книге Ракульской волости 1678 года она записана под тем же названием, что и сегодня9. В словаре Ю.И. Чайкиной приведено древнерусское слово «мольбище» в значении «место общественных молений» как отражение языческих верований. В книге «Родословие вологодской деревни» о Мольбищах говорится, что по преданию она известна с XIII века, к сожалению, при этом нет ссылки на источник информации10.

Любопытно название волости, где стоит деревня, - Ракульская или Ракула. По одной из версий, оно происходит от вепсских слов «рай» - «край, рубеж, граница» и «кула» или «кюля» - «чужая деревня, центр гнезда деревень». Таким образом, Ракула можно перевести как «Чужая деревня на границе». «Чужими» для вепсского этноса в то время, когда возник этот топоним, могли быть только русские, которые переселялись в тайгу, спасаясь от притеснений христиан. Следовательно, два названия, Ракула и Мольбища, под­держивают толкования друг друга.

Из названий, похожих на Мольбища, стоит отметить Молебнуго гору, известную еще под именем Троица, расположенную на берегу реки Кубены близ современных границ Вожегодского и Сямженского районов. Характерно, что и в данном случае топоним явно языческого происхождения продублирован христианским названием более позднего происхождения.

КРЕСТОВОЙ КАМЕНЬ

В Тарногском районе, на Шебеньге, за деревней Тиуновская есть камень, который местные жители издавна именуют Крестовым. Его название недвусмысленно говорит о том, что камень когда-то был окрещен, а до крещения, возможно, бы л языческим идо лом. Вологод­ский археолог И.Ф. Никитинский в своих публикациях, посвящен­ных Тиуновскому святилищу, отмечает такой примечательный факт, как рисунки, покрывающие камень со всех сторон. Происхождение их связывается с дославянским населением Кокшеньгского края, с его языческими верованиями1'.

У деревни Тиуновская в старину было и второе название -Пожарище, отмеченное в писцовой книге XVII века. Ю.И. Чайкина связывает его происхождение с тем, что деревня возникла около участка сожженного леса12. Можно предложить и другую версию - Б.А. Рыбаков указывает, что слово «пожар» в русских средневеко­вых источниках имело значение «ритуальный костер у язычников», и приводит цитату из произведения, датированного 1280 годом: «Пред враты домов своих пожар запаливши, прескакають по древнему некоему обычаю»13. Около же Крестового камня в результате археологических раскопок как раз и были обнаружены следы огром­ных кострищ.

Почитаемые камни на Русском Севере не редкость, редкостью являются их оригинальные названия. Например, В.В. Шевелев, описывая семь камней-следовиков на Каргополье в соседней Архан­гельской области, связываемых церковью с культом местного святого Александра Ошевенского - тоже борца с язычниками, - не приводит ни одного названия таких камней. Все они выступают под аморфным наименованием «святые»14. У нас, в Вологодской области, выделяет­ся один «каменный» топоним - Лось, как издревле именуется самый большой ледниковый пришелец в окрестностях города Тотьмы.

Камень Лось лежит прямо в русле реки Сухоны, в летнее время возвышаясь над уровнем воды аж на два с половиной метра! По преданию, название свое камень получил из-за углубления на поверх­ности в форме лосиного копыта, в связи с чем в качестве основного мотива происхождения данного топонима может выступать языче­ский, культовый мотив. Обожествление крупных камней было широ­ко распространено у русских язычников, а в данном случае примеча­тельным выглядит факт погруженности Лося в воду, что напоминает уже рассматривавшиеся в нашей книге языческие святилища Спас-Камня и Камня у деревни Чернцово.

Название Лось отражает также обожествление крупных таежных животных, главных источников пищи. Наши предки на этом речном алтаре могли приносить жертвы богам лесов и вод, в надежде на то, что удача в охоте и рыболовстве от них не отвернется.

КОКУЙ В ОПОКАХ

Крутая излучина Сухоны в нижнем течении носит название переката Опоки. Это самое трудное для прохождения судов место на реке и в то же время - это одно из самых красивых мест на всем протяжении Сухоны, чему немало способствуют величественные шестидесятиметровые обрывы. Привлекает внимание и трудно с чем сравнимое скопление сакральных топонимов в Опоках - деревня Братское (от слова «Брат» - монах), гора и ручей Святые, перекаты Никольский и Яриловский, а также деревня Кокуй.

Остановимся подробнее на происхождении последнего названия. Деревня Кокуй стоит на левом берегу Сухоны, вернее - стояла, потому что в наше время обезлюдела, запустела. В древнерусском языке кокуем называли Иванов день (7 июля), а также место, где справляли этот праздник. Вероятно, термин «кокуй» пришел в русский язык из какого-то финно-угорского языка, так как есть финское слово «кокко» - праздничный костер в день летнего солнцестояния, а в языке вепсов «кук» - холм, горка, потому что костры, посвященные солнцу, зажигались на вершинах самых высо­ких холмов в округе. Позже в народных говорах Русского Севера слово «кокуй» приобрело значение с «христианским» оттенком - «кладбище» и применялось в качестве местного термина для обозна­чения мест древних захоронений, где людей погребали еще не по православному обряду.

Последнее, на что стоит обратить внимание, - рядом с деревней Кокуй на берегу Сухоны стояла деревянная Никольская церковь, от которой сейчас, как и от деревни, кроме названия, ничего не осталось. Из других аналогичных названий надо отметить деревню Горка-Кокуй в Никольском районе. В народе так издавна называли высокий обрывистый левый берег речки Миляш, притока Кипшеньги. Извест­но также, что одна из башен новгородского кремля называлась Кокуй, так как была возведена вблизи места, где разворачивалось действо языческих празднеств. Собственно говоря, главная особен­ность и главное значение всех топонимов - в их долговечности, названия сохраняются в памяти народа и после того, как объекты наименования исчезают с лица земли бесследно...

1



Форум » КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО » БИБЛИОТЕКА (просматривают : 27) » СВЯТАЯ ЛУКА (статья)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: