[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Mirracle, vitalij  
Форум » КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО » БИБЛИОТЕКА (просматривают : 27) » аспекты сакральной географии Северо-Западного региона (статья)
аспекты сакральной географии Северо-Западного региона
Сакральная география есть взаимосвязь особенностей ландшафта с искусственными объектами ритуального значения. Само понятие получило распространение относительно недавно, примерно тогда когда была выявлена преемственность христианских святынь от языческих капищ. В последствии понятие сакральной географии было дополнено изучением комплексов древних культовых объектов их соотношения с ландшафтом и выявлением структур и систем в расположении культовых объектов на фоне ландшафта.

Может показаться к чему вообще нужно вводить понятие «сакральной географии» когда есть археология, этнография, районирование? Ответом будет то что в сакральной географии прослеживаются те связи которые не входят в рамки вышеназванных дисциплин – привязка геологии и ландшафта к культовым объектам, возможные пути распространения и эволюции культовых памятников и самих культов. Так же можно предположить, что именно объекты являющиеся составляющими сакральной географии являлись основополагающими точками локальной мифологии и мировосприятия местных племен.



Исторически развитие сакральной географии берет начало в начале и первой половине 20 века, в работах английского исследователя Альфреда Уоткинса в 1920-ххгг., впервые обнаружившего систему в расположении древних мегалитов. В Германии примерно в тоже время вышла капитальная работа доктора Вильгельма Тойдта «Священные места Германии».
Как это часто бывает в Россию новые веяния приходят с запозданьем, но как выяснилось первые аналогичные работы по сакральной географии средней России и земель населенных славянами были проведены еще в начале 19века поляком Зорианом Яковлевичем Доленго-Ходаковским, впервые заговорившим о связи топонимов и сакральных объектов вписываемых в "славянскую систему"(т.н. "черту").
Разговаривая о сакральной географии северо-западного региона и территории ленинградской области в частности, следует выделить категории объектов, собственно составляющих сакральную географию.

Несомненно, главной категорией будут культовые объекты относящиеся к языческому прошлому, в первую очередь это ритуальные камни и конструкции из них, иногда именуемые «капищами». Сюда же относятся некоторые христианские церкви и монастыри, основанные на месте разрушенных капищ.

Другой категорией объектов будут древние могильники и поселения – «городища». Основанием для введения в оборот данных объектов при исследовании.

В первую очередь следует определиться с теми направлениями, в которых перспективно проводить изыскания. На территории ленинградской области можно выделить несколько категорий памятников представляющих интерес в плане изучения сакральной географии.

1. Это «священные» острова и озера – отмеченные капищами, могильниками, монастырями. Не менее почитаемые древними и также «священные» возвышенности с культовыми камнями, церквями и могильниками.

2. это искусственные объекты, имитирующие сакральные места, распространение и эволюция традиций и представлений – могильники холмы и сопки, городища.

3. выявление скоплений сакральных памятников, системы в их расположении и связанных с этим природных и аномальных факторов(особенностей).

2. КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ: новые категории, связи с северными мегалитическими традициями.

К культовым камням принято относить следовики, чашечники, обычные валуны связанные с какими-либо преданиями, камни с петроглифами. Подобные объекты довольно широко распространены на северо-западе. Но кроме них, за период 2001-2004гг. удалось выявить еще несколько категорий камней с большой вероятностью имевших культовое значение, и даже имеющих "культовые" аналоги в других регионах.
Первая категория это огромные валуны с небольшим камнем приставкой, они распространены довольно широко и часто попадаются – например у самой южной оконечности озеро Врево на берегу, к югу от деревни Конезерье, в других местах. На этих камнях нет никаких меток-петроглифов и неизвестны предания связанные с ним, но подобным образом укомплектован один из чашечников в Ольховке, кроме того подобная традиция существует и у северных камней сейдов – к которым тоже часто приставлялись камни либо ставились поблизости. Еще одна категория это расколотые камни, традиция их почитания уходит далеко на Север и Запад Европы, где существуют очень почитаемые до сих пор треснувшие камни. В нашем регионе также известны подобные объекты – по легенде «Гром-камень», ставший основанием «Медного всадника» некогда был частью треснувшего почитаемого финнами камня среди болота у поселка Лахта(5). Расколотый на три части камень венчает гору Кирхгоф к югу от Петербурга. Неподалеку от него находится старое ингерманландское кладбище и руины кирхи, что подчеркивает сакральность места как минимум с 17века. Треснувший камень есть и на горе Колокольня, правда здесь не совсем понятно в какое время он треснул – вполне возможно от взрыва в прошедшую войну, т.к. за данную гору велись упорные бои. Другой треснувший огромный камень расположен на берегу реки Луга и что интересно отмечен довольно крупной чашкой – диаметром около 10см. и глубиной не менее 20см. Весьма характерно и то что культовые камни почти всегда крупные куски кристаллических пород, заброшенных с Севера ледником. Следующая выявленная категория это крупные валуны в обрамлении мелких – в самом позднем варианте вероятно это известные на карельском перешейке и некоторых частях Полужья каменные насыпи, приписываемые финно-уграм, в виде валуна в обваловке из булыжников. Наиболее массивные подобные образования, вероятно более древние и имеют аналоги на островах Кемских шхер в Белом море.

Данные объекты в виду некоторого сходства могут являться и некоей поздней версией культа северных мегалитов – мегалитов-столов, расколотых сейдов Фенноскандии. Это допущение вполне логично, так как южная граница ареала распространения сейдов проходит по северной кромке Онежского и Ладожского озер.

Еще одной интересной категорией культовых объектов являются холмы-могильники усыпанные камнями, в отличии от канонических жальников камни располагаются часто безсистемно или кучами – в одном случае на таком холме есть валун с плоским верхом, в другом – валун в обваловке из булыжников. Обычно подобные памятники датируются ранним средневековьем и представляют собой некие варианты курганного похоронного обряда (только захоронения производились в природные холмы, а не рукотворные насыпи). Их связь с культовыми камнями очевидна, подробнее эта категория рассмотрена ниже. Среди прочих уникальных объектов удалось выявить категорию условно названную камнями-артефактами, черно-белыми камнями особого строения имеющих на себе барельефные изображения. Данные камни входят в состав обваловок некоторых жальников и были обнаружены в других местах отмеченных деятельностью древних людей. Подробности здесь www.perpettum.narod.ru/astones.htm



Следует заметить, что некоторые типы камней взаимно пересекаются: плоский камень стол или расколотый валун могут быть с чашками, валун в обваловке или плоский камень могут располагаться на вершине холма-могильника и т.д. и т.п. косвенно подтверждая особое отношение древних к подобным камням и их "культовую" трактовку..

расколотые камни:

Расколотый на три части валун на вершине горы Кирхгоф, вероятно имевший культовое значение, подробнее: www.perpettum.narod.ru/stouns3.htm

фото автора 2004

Расколотый валун с глубокой чашечной меткой на берегу реки Луга(среднее течение)

фото автора 2003



Традиция почитания расколотых валунов кроме северо-западного региона имеет аналоги не только среди сейдов северной Европы, но и мегалитов Британских островов(1).

камни-"столы", плосковершинные:

Камень у вершины усеянного камнями холма-могильника у д.Новоселье, Лужского р-на

фото автора, 2002

Плоский камень в обрамлении валунов. о.Эссари

фото автора, 2002



Плоский камень с чашками, Передолський погост.

фото С.Алексашин, 2002







Валуны окруженные камнями, либо в обваловке из булыжников:

Камень засыпанный обваловкой из щебня. Святилище у д.Ольховка, Карельский перешеек.

фото автора, 2001



Камень окруженный валунами, окрестности Выборга.

фото е11е, 2004

Камень в круге из валунов неподалеку от жальничного могильника из сотен кругов-насыпей, Передольский погост.

фото автора 2004

Камень в обваловке на вершине холма усеянного камнями. Лужский район, фото автора 2004 (фото самого холма см. ниже).



3.Острова и водоемы.

Вероятно почитания островов на северо-западе является одним из древнейших культов, самые древние памятники данного типа на Онежском озере это Оленеостровский могильник и конструкции на острове Ратколье(наиболее северной части рассматриваемого региона). Племена населявшие северо-запад с древнейших времен промышляли рыболовством – озера и моря региона были источниками пропитания и транспортными артериями, неотъемлимой частью мировосприятия древнего человека. Водная стихия давала не только пропитание но несла гибель и разрушение, всем известны бурный нрав Ладожского озера и нагонные наводнения Финского залива. Возможно что эти противоречивые свойства стихии воды и повлияли на придание магических черт островам – частичкам суши затерянных среди волн. Можно сказать, что водная преграда символизировала некую границу между миром людей и потусторонним миром и именно этот момент обусловил традицию устраивать могильники на островах, миры живых и мертвых предков должны быть разделены(в других случаях функцию "границы миров" выполнял ров вокруг кургана, капища).

Среди сакральных островов северо-запада можно назвать остров Эссари в Финском заливе, Коневец, Валаам и некоторые другие на Ладожском озере. Монастыри и церкви были на островах(полуостровах) озера Череменецкого и Сяберо, По некоторым сведениям на острове озера возле Сосново был (есть?) древний чашечный камень.

Рассматривая эту тему стоит упомянуть и то что основные водоемы северо-запада – Белое море, Онежское озеро, Ладожское озеро, Финский залив – проходят по разлому разделяющему скандинавскую и восточноевропейскую плиты. Эти две плиты имею достаточно разнородное геологическое строение – скандинавская плита у стыка состоит из гранитов, диабазов и прочих пород магматического происхождения древнейших периодов, а восточноевропейскую плиту составляют многометровые толщи осадочных пород палеозойской эры. Сам ландшафт стыка этих плит образовался сравнительно недавно, так река Нева по современным данным образовалась всего 2000лет назад, а Вуокса, как судоходная протока, перестала существовать уже в средневековье. Кроме того этот разлом отмечен сейсмической активностью уже в период заселения края человеком, следы мощных землетрясений известны как на Ладожском озере так и на Онежском, кроме того упоминания о «содрогавшихся и рухнувших» скалах есть и в карельских легендах. Стыки геологических плит отмечены не только сейсмической активностью, но и электростатическими, световыми и акустическими феноменами(11). Что несомненно не могло пройти мимо внимания древних поселенцев края и возможно эти факторы были основополагающими в наделении сакральными свойствами островов расположенных в водоемах по разлому между двумя плитами. Здесь следует сказать что вряд ли какой другой регион России, а возможно и Европы может сравниться с северо-западом таким обилием сакральных островов, здесь по линии стыка двух плит можно только известных островных комплексов разного масштаба можно более 10 (Соловки, Кузова, Кий, Ратколье, Кижи, Олений остров, Волкостров, Колгостров, Валаам, Коневец, Эссари...). Православные монастыри также довольно часто на северо-западе возводились на островах - Нилова Пустынь на озере Селигер, Иверский монастырь на Валдайском озере, храм на Кубенском озере(8).

Но не только хозяйственное и транспортное значение водоемов способствовало их "сакрализации". Многие водоемы известны различными феноменами несомненно влиявшими на почитание их. На северо-западе часто встречаются упоминания о населяющих озера мифических существах - водяном (например Ведлозеро, Олонецкого края), русалках(Финский залив, озера северной части Новгородской области, район Хвойного, 13), широко известны предания о боге Ящере(коркондиле), жившем в озере Ильмень. Кроме мифологических существ водоемы обращали на себя внимание людей и необычными явлениями - например сохранились предания о свечении исходившем в определенные дни из глубин озера Череменецкого(само озеро достаточно глубокое, резко отличается береговым ландшафтом от близлежащего озера Врево и возможно имеет тектоническое происхождение, 12), до сих пор широко известны знаменитые ладожские подводные громы - бронтиды(барантиды, 11), "кипения вод" Ладоги упоминалось еще в 19 веке. Другие озера вызывали суеверный страх тем что в них таинственно гибли люди и утопленники не всплывали, их в основном именовали озерами смерти, чертовыми озерами. Два таких озера известны на Карельском перешейке, оба называются Куолема-ярви(финские названия "озеро смерти", ныне одно - Пионерское, другое - Красавица, с одним из них предание связывает гибель финского просвятителя М.Агриколы, 8). В первую очередь с такими водоемами связаны предания о частой гибели людей. Сейчас многое объяснить можно подводными холодными источниками, течениями сформированными рельефом дна и т.п., но вероятно древние объясняли подобные случаи наличием чудовищ, водяных, проделками русалок.

Нет ничего странного в том, что именно на северо-западе, краю многочисленных озер, крупнейших пресных водоемов Европы, множества священных островов, природных феноменов и геологических особенностей, богатой мифологии посвященной тайнам связанным с водоемами, можно усмотреть то многогранное значение которое древние люди придавали сакральной трактовке водоемов и островов.



4.Возвышенности.

На карте северо-западного региона России отмечено довольно много возвышенностей высотами от 50 до 200м. Сакральное значение возвышенностей и гор едва уступает почитанию островов. Почитания гор и возвышенных мест древними вероятно связано с тем что такие места ближе всего к небу, т.е. наиболее приближены к той области которую мифологически населяли духи и боги. Именно с этим связан обычай насыпать курганы над захоронениями, в ленинградской области этот обряд не столь древен как в других частях света и датируется средневековьем. На естественных возвышенностях довольно часто устраивались могильники, места поклонения культовым камням и т.д. Для севера и Карелии характерны святилища из культовых камней расположенные на горах, - например знаменитые карельские комплексы Кивакка, Воттоваара. Возвышенности почитались везде, но в ввиду малого наличия гор и возвышенностей в северо-западном регионе, в наших краях их количество и значение явно уступает сакральным островам и озерам.

Некоторые сакральные возвышенности северо-запада: гора Маура на Вологодчине, Святогорье в Псковской области(8) и др. отмечены известными православными монастырями, что может подразумевать что до них на этих местах могли быть и языческие капища.

Одним из таких почитаемых холмов является "курган Синеуса" у Белого озера(14), до сих пор точно непонятно происхождение этого огромного холма, с которым предание связывает захоронение князя, одного из основоположников Руси. Высота холма 15-17м.

Данное место считается священным захоронением, раскапывать которое запрещено преданиями. На примере кургана Синеуса отчетливо видно насколько тонка грань между природными и искусственными сакральными образованиями, насколько эффектно люди могли дополнять и использовать по "культовому назначению" природные объекты.

Ставшие сакральными горы должны отвечать определенным признакам - быть визуально доминирующими над местностью, необязательна самая большая высота от уровня моря, важнее открывающийся с вершины вид на окрестности. Вероятно позднее такие же горы использовали и для маркировки границ устанавливая на них, как на ориентирах, знаки.

На северо-западе сохранились(и ныне возрождаются) ритуалы на таких вершинах, так например на Кирхгофе еще в 18 веке сжигали белого петуха (8) и ныне это место вновь посещаемо финнами-ингерманландцами в праздники, в других местах проводят обряды русские традиционалисты.



Фото некоторых природных и искусственных "гор", по некоторым признакам имевших сакральное значение:

Вид горы Кирхгоф, фото автора, 2004





Ингерманландское кладбище на горе Кирхгоф.

фото автора, 2004



Вид на окрестности с высочайшей искусственной сопки северо-запада - Шум-горы.

фото автора, 2004



Гора Колокольня, Ломоносовский р-он. Когда-то на вершине горы была колокольня, сложно сказать могло ли ей предшествовать какое-либо культовое сооружение языческого толка - в войну гора была конкретно перепахана и хотя у вершины есть расколотый валун, установить подробности того когда он был расколот нет возможности, вполне возможно что в ходе боев за "ораниенбаумский плацдарм"...

фото автора, 2004

Безымянная высота в Лужском районе, к югу от озера Врево, на вершине расположено нечто напоминающее архаичный геодезический знак, невдалеке два следовика, у подножия ряды камней(жальники?).

фото автора, 2004





Каменные ряды у подножия...

фото автора, 2004





«ИСКУССТВЕННЫЕ ГОРЫ» - сопки и могильные холмы с камнями.

В этом контексте интересно обратить внимание на сопки, курганы высотой до 14м. расположенные в ленинградской области по берегам рек Волхова, Луги, Оредежа. Данные памятники традиционно приписываемые культуре новгородских словен, культуре собственно предшествовавшей древнерусской общности по многим подробностям можно назвать не только могилами людей своего времени, но и своеобразными культовыми точками, капищами, где вероятно проводились поминовения мертвых. Обычно новгородская сопка описывается как высокий курган, иногда с внутренними каменными конструкциями в виде выкладок валунов, пирамидок и т.п., реже с закладными жертвоприношениями домашних животных (что уже намекает на достаточно сложный погребальный обряд) – но недалеко от реки Оредеж в лен. обл. находится довольно интересная конструкция, явно не вписывающаяся в стандартное определение «погребального памятника эпохи раннего средневековья».

Конструкция представляет собой сопку(6), в настоящий момент вырытую по центру до дна, нынешняя высота составляет в пределах 3-4м, но по углу склонов можно предположить что первоначальная высота была в пределах минимум 6-8м. С западной стороны к сопке примыкает площадка обрамленная с боков двумя полукруглыми валами постепенно сходящими на уровень земли по направлению от сопки, в центре площадки расположено нагромождение валунов. В раскопе на уровне земли видна засыпка основания из мелких булыжников. Сама сопка расположена в поле, недалеко от реки. Подобная сложная земляная конструкция ориентированная на запад в сторону заката Солнца, позволяет предположить в ней некий центр культа мертвых, ибо маловероятно что такое сложное сооружение было просто погребальным памятником, пусть даже очень великому человеку.

По некоторым сведениям сопка была раскопана в годы оккупации сотрудниками германского "Аненербе", искавшими могилу Рюрика и древние "индо-германские" артефакты(7).

Главной искусственной горой северо-запада является крупнейшая сопка Шум-гора расположенная в северной части Новгородской области. По некоторым сведениям предполагается в ней захоронение князя Рюрика (исследование С. Алексашина). Данная сопка почиталась еще в начале 20 века, на ней устраивали молебны, вокруг ходили крестные ходы. Особенности этого огромного двух ярусного пирамидального сооружения таковы, что некоторые исследователи считали его природным объектом. Шум-гора вписывается в комплекс из нескольких ближних сопок, а также других сооружений(вал), что позволяет судить о ней как о важнейшем сакральном центре.

Могильные холмы природного происхождения с камнями на вершинах.

Другой категорией являются моренные холмы использованные людьми под могильники, данный обычай широко распространен на Северо-западе. Такие холмы легко отличить по располагающимся на них камням, валунам с присыпкой, каменным кучам с "хвостами", жальникам и естественно, раскопам. Интересно и то что на северо-западе распространено старое наименование могильников - "коломнища", что в некоторых трактовках может переводится именно как "захоронение на холме"(колом -холм? 16). Природное и хозяйственное объяснение камней усеянных камнями маловероятно, т.к. камни с полей скатывали к краю, но никогда не затаскивали на холмы. Природа в данной местности также "распределяла" валуны более равномерно, либо сваливая их грядами явно ледникового происхождения, но не группируя на вершинах.



Плоский холм-могильник у бывш. д.Городище (Псковская область)

фото автора,2004

Холм-могильник с камнями, в т.ч. чашечными у пос. Яркое (Карельский перешеек, озеро Вуокса.)

фото автора,2002


Холм усеянный камнями в лесу у деревни Конезерье(Лужский р-он, Лен. обл.). среди камней есть крупные валуны в обваловке из булыжников, финно-угрский погребальный обряд? фото автора,2004

Холм в поле усеянный камнями и раскопами, именно здесь обнаружен артефакт "камень-гриб"(4, в другой интерпретации - фаллос). Лужский район, Лен. обл.

фото автора,2004

Вершина "Пупкиной горки"(Псковская область) усеяна валунами, есть камни выложенные в ряд.

фото автора,2004

Камень поставленный вертикально, вросший в землю на вершине холма-могильника "Крутошка" (Крутая горка, Лужский р-он). В настоящий момент могильник разрушается карьером. фото автора,2004



5. Городища.

Упоминая природные и искусственные холмы-могильники следует подробнее остановится на работах З.Ходаковского(9). Суть изысканий Ходаковского состояла в культовой трактовке городищ восточной Европы, поиск общей системы в их взаимном расположении, а также привязка к названиям окрестных урочищ. В начале 19века исследователь выявил названные им "славянские черты" - линии на которых располагались городища и другие культовые объекты(-за сто лет до британских лей-линий!), астрономической ориентации входов городищ, промежутки между городищами в 4, 6, 8 верст, схожие топонимы в названиях урочищ вокруг городищ. Для своего времени это была более чем смелая работа, сейчас трактовка городищ принята в основном как крепостей, временных убежищ, либо крепостей в ключевых точках дорог, волоков и прочих путей сообщения. Осмотр автором в 2001-2004гг. некоторых городищ ленинградской области не подтвердил астрономическую ориентацию входов и не позволил выявить систему в их расположении. Некоторые городища (Городец у Луги, городище на Лаве) в оборонительной трактовке вполне убедительны, некоторые(Ретюнь, Оредеж, Новоселье) при отсутствии культурного слоя(10) выглядят странно, к тому же далеко не все они располагаются в укромных местах способствующих созданию городищ-убежищ. К сожалению говорить о сходстве топонимов окружающих городища сейчас гораздо сложнее, ввиду разрушения части мест и переименований.

М.Быстров(16) в своих записках о памятниках Передольского погоста также описывает интересный объект "Городок" в виде большого четырехугольного "кургана" с углами укрепленными каменными кладками. Подробно описывая его Быстров упоминает наличие в окрестностях еще нескольких подобных объектов, а также указывает, что на вершине его было кладбище и церковь. Кроме описания приводится и предположение о том что это мог быть курган либо древняя крепость. Как видим городища, городки и прочие именованные так образования довольно часто имели разную трактовку - от крепостей и могильников до капищ.

Однако некоторые факты все таки позволяют подтвердить закономерность отнесения городищ к сакральной географии. Во первых многие из них вписываются в некие совокупности рукотворных объектов - почти всегда также вписанных и в ландшафт. Примерная схема следующая: укромное высокое место - городище, место вблизи реки(ручья, озера) и полей(включая бывшие) - селища, стандартно эти места с некоторых направлений окружались могильниками, культовыми камнями. Вероятно смысл сего был в том чтобы духи предков и потусторонние силы также преграждали путь врагам к поселениям. Отсутствие каких-либо находок свидетельствующих о возможной жизнедеятельности человека(в некоторых случаях археологи даже употребляют термин "возможное городище", т.е. вероятно ландшафтный объект именуемый местными "городищем", но без каких-либо вероятно рукотворных добавлений и находок, например у Осьмино, 10, вдоль нижнего течения Оредежа(?), 17), очень малые размеры(например до 20х50м), наименование в некоторых местах городищами холмов-могильников, а также сооружение церквей на местах городищ позволяют предположить, что часть данных сооружений вполне могла выполнять не только функции крепостей-убежищ, но и неких сакральных мест, "капищ".

6. Святые источники.

Почитание святых источников распространено на северо-западе очень широко и представляет особый интерес в рамках вопроса о сакральной географии. Судя по всему почитание источников началось в глубокой древности и пережило второе рождение при распространении Православия. Святые источники в первую очередь наделялись целебными свойствами, что для региона совершенно естественно, т.к. здесь широко распространены выходы разнообразных минеральных вод - от Марциальных вод в Карелии, до радоновых и железосодержащих источников в Ленинградской и Псковской областях. В древности многие источники были центрами паломничества - были широко известны славянские ключи Изборска(8), источники на реке Мсте(8), у Копорья(10) и многие другие. Возле источников проводились народные гуляния в определенные праздники(например в деревне Парищи на Иванов день и т.п.), определенные ритуалы(например в Вердуге водосвятие, 10), родники оберегались от засорения, к ним совершались паломничества, в воду иногда делали приношения: кидали монеты.

Почитание родников с целебной водой вполне объяснимо, но именно по этой малозначимой на первый взгляд категории объектов можно реконструировать логику возникновения сакрального ландшафта в древние времена. Как правило выходы "священных" вод соответствуют неким геологическим образованиям - трещинам, выходам пород, подземным потокам. В наше время как и в древности именно этим местам приписывают всевозможные чудеса, видения и т.п.(15). Почитание подобных мест древними вполне логично.

Связь природных образований с религиозными и мифологическими представлениями людей здесь видна как нигде более. Более того именно эта категория проще других(например почитаемых камней и деревьев) была "переведена" в Православную веру. Над многими родниками ставились часовни, либо кресты рядом, у других возле источника на ближнем дереве просто ставили икону, повязывали ленточки. Очевидно что данная традиция является продолжение древнейшего почитания необычных природных мест. Возле родников иногда возникали целые комплексы - могильники, поселения, позднее монастыри и т.д.

То что почитаемые родники располагались местах с особенностями геологии и рельефа и именно в этих местах возникали целые комплексы почитаемых объектов хорошо иллюстрирует сакральный комплекс у деревни Замостье Солецкого района Новгородской области(15). Здесь река Шелонь под углом в 45гр. огибает мыс на котором расположен почитаемый родник, две сопки, рядом располагаются церковь и кладбище. Характерно что почитаемый родник расположен именно на треугольном мысу(острове), и именно здесь же располагаются искусственные культовые объекты. Интересно и то, что по некоторым представлениям многие реки протекают по местам тектонических разломов, что также может объяснить выходы на поверхность глубинных вод - радоновых и прочих источников.

К сожалению работа по систематизации святых источников по северо-западу еще никем не проводилась, но можно предположить, что их расположение будет тем или иным образом привязано к геологическому строению региона. Возможно именно в этой трактовке получат объяснения не только целебные свойства, но и аномальные феномены связанные с этими местами - призраки, видения и т.п.

7. Ландшафтно-выделенные точки-объекты.

Камни на вершинах холмов у обрывов, на мысах, крупные камни в необычных местах (например "Бесов камень" среди болота), камни с углублениями где скапливается вода (например камень Пятница, вообще скопление воды в камнях имело особое значение, вода из чашек и следков считалась лечебной, интересно какое воздействие оказывали камни на скапливающуюся на них воду? Известны упоминания, что в следовиках дождевая вода не испаряется дольше, чем в обычных лужах, сказывается охлаждение камнем, или другие факторы?), а также любые другие объекты выделяющиеся из окружающего мира. Культовое значение некоторых из них вытекает не только из-за каких либо древних петроглифов на них или преданий связанных с ними, но и из расположения на ключевых точках ландшафта - на вершине холма на мысу, острове в дельте, прибрежной террасе, у впадения реки в озеро и т.п. Выделяя признаки таких мест(объектов) можно по ландшафтным признакам выявить места возможных древних "капищ" - узловых точек сакральной географии, т.к. на картах масштаба 500 метров ландшафт представлен довольно подробно сбор информации по располагающимся в таких точках объектам представляется вполне перспективным на предмет выявления новых сакральных комплексов, а также более точной увязки в систему известных...

Важную роль играл рельеф местности - чем насыщенней он был оврагами, крутыми склонами, водоемами, всевозможными урочищами, тем выше вероятность сакрального значения местности. Однако в этом подходе есть и спорные моменты - многие подпадающие под данные "ландшафтно-выделенные" определения места подверглись сильному хозяйственному воздействию, сдвигались камни, разрушались карьерами холмы, дороги изменяли линию береговых террас. В общих чертах подходя к трактовке и поиску сакральных объектов опираясь на ландшафтные данные следуют иметь ввиду возможности изменения ландшафта человеком.

8. Выявление лей-линий и протяженных структур, систем.

Выявление лей-линий, как систем расположения сакральных объектов согласно неким протяженным линиям, соответствующим непонятным природным структурам.

Можно спорить о том какие именно природные силы отражают лей-линии, однако то что по неизвестно какой причине сакральные объекты в разных частях Мира оказываются вписаны в геометрию – линии и другие фигуры, остается фактом.

Выявление лей-линий, в первую очередь это работа по картографированию сакральных объектов и объединение их в системы, если таковые будут выявлены.

Выявление системы в расположении сакральных объектов следует начать с выявления наиболее значимых из них. Подобные свидетельства можно подчерпнуть как из этнографических отчетов и собраний быличек так и данных археологии. На территории Ленинградской области предварительно можно выделить несколько возможных лей-линий. Сразу следует отметить, что в «полосу» часто попадают не только сакральные искусственные объекты, но и геологические реликты, древние могильники(сотни захоронений) и поселения, урочища с обрывистыми берегами и резкие повороты рек. Если места могильников и селищ еще можно назвать случайностью, ввиду их широкого распространения в некоторых местах, то природные образования вероятно можно трактовать некими геологическими реликтами.

Складывается ощущение, что сама природа произвела некую разметку земной поверхности, которую впоследствии использовали люди для своих ритуальных нужд. Наличие захоронений в таких «местах» вполне объяснимо желанием древних «разместить» своих предков как можно ближе к «миру богов»

Первая лей-линия в наших краях определена в работе О.Кодолы-Н.Сочеванова (3) и тянется по северной части Карельского перешейка от района парка Монрепо(старейший пейзажный парк) в Выборге через Валаам на Кижи. Продолжая эту линию можно сказать что на нее попадают и остров Эссари к западу от Выборга, культовые камни у Яркого на озере Вуокса, кроме того в восточной Карелии на эту же линию попадает комплекс культовых камней на Водлозере(ныне - Ильинский погост), и частично озеро Ведлозеро известное своими аномалиями.

Как видим получается, что в систему этой линии вписываются сразу как минимум 6(!) сакральных мест. На каком естественном основании все они оказываются нанизанными на эту линию? Следует отметить, что это только известные точки, вполне возможно здесь же есть и пока неоткрытые места.

Конечно, проводить поиск подобных протяженных структур в пределах одной ленинградской области не очень перспективно в виду малой площади территории.

Однако и некоторые другие объекты северо-запада имеющие сакральное значение тоже вписываются в некие протяженные структуры, иногда вписывая по пути и геологические образования.

Например крупнейшая сопка Новгородской области, Шум-гора, почитаемый камень Пятница у деревни Конезерье(Ленинградской области), непонятное каменное образование на Пупкиной горе(Псковская область) также располагаются на одной линии. На этой же линии имеются древние могильники в районе Череменецкого озера, городище у д. Новоселье и поворот реки Плюсы практически на 180 градусов в районе южнее деревни Вир.

Среди других известных объектов можно отметь попадание на одну линию

- культовый камень в Ильешах – «Бесов камень» - гору Кирхгоф.

На карельском перешейке это:

- Яркое-Ховинсари(чашечники)-Ольховка, линия копирующая на некотором отдалении тектонический разлом(2), идущий ближе к ладожскому берегу.

- Валаам-комплекс у озера Гусиного-Ольховка(немного в стороне располагается и Конь-камень на острове Коневец.)

Однако последние варианты нельзя достоверно считать линиями в ввиду малого объема информации о них и объектах их составляющих. Это лишь возможные предположения.

Выявление географических структур сакральных объектов сильно затруднено отсутствием информации, сильной антропогенной нагрузкой на местность, а также практически полным отсутствием наиболее древних культовых комплексов которые возможно соотнести с мегалитами. Так например попытки выявления подобных взаимосвязей христианских монастырей и церквей на территории Ленинградской области возведенных до 16века и возможно на месте бывших капищ, не позволили выявить ничего, кроме соответствия данных культовых объектов заселенной территории в тот период. Однако и при этих сложностях данное дело не представляется полностью безнадежным, так как составление линейных структур расположения сакральных объектов вполне проверяемо изысканиями в заданных районах.

Сама же возможная взаимосвязь культовых объектов с геологией также представляет большой интерес ввиду возможности объяснения природными(геофизическими) факторами самого понятия «сакральной географии», ибо как известно места с "особенной" природой не могли не привлекать внимание людей, и именно это внимание населило их "духами", дав начало мифической трактовке природных явлений.

1



Форум » КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО » БИБЛИОТЕКА (просматривают : 27) » аспекты сакральной географии Северо-Западного региона (статья)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: